Чиркунова Надежда Витальевна. Персональный сайт педагога.

Проект: «Патриотическое воспитание подрастающего поколения»

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

Актуальность:

Проблема патриотического воспитания в последнее время приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к  своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

  У Симонова есть такие строчки:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно человек связывает свое чувство любви к Родине с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил; с двором, где провел много времени с друзьями.

В детские годы формируются основные качества человека, поэтому  важно наполнить душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается  процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

Цель:

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю.  Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Чтобы реализовать эту цель, были поставлены следующие задачи:

• Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты;

• воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

• формирование бережного отношения к природе и всему живому;

• воспитание уважения к труду;

• развитие интереса к русским традициям и промыслам;

• усвоение элементарных знаний о правах человека;

• расширение представлений о городах России;

• знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Задачи проекта:

1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.

2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

4. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

5. Учить детей принимать участие в обсуждении программ, семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада.

 6. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

7. Соблюдать права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважение права на собственность.

8. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Аудитория проекта: - дети дошкольного возраста, родители, воспитатели, ветераны.

Необходимые условия реализации проекта:

- интерес детей и родителей;

- методические разработки;

- интеграции со специалистами детского сада.

Ожидаемый  результат:

Нравственно-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. 

Умение выражать собственное мнение, анализировать происходящее, оказывать помощь. 

Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми. 

Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Гипотеза: Воспитать патриота своей Родины принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы можно, если воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические чувства через синтез искусств (музыка, изобразительная деятельность, художественная литература)

Методы проекта:

• разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов;

• чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, крае, городе;

• рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, края, района, города;

• прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;

• рассматривание семейных фотоальбомов, рассказы детей о своих близких, помощь родителями в изготовлении «генеалогических древ», разучивание стихов о семье.

Реализация проекта:

1. Познавательная деятельность 

• - Образовательная деятельность «Наша армия родная»

• - Рассматривание наглядно-дидактического пособия «Защитники Отечества»

• - Рассматривание армейских альбомов, фотографий

• - Рассматривание картинок о родах войск

• - Рассматривание иллюстрации В. Васнецова «Богатыри»

• - Беседа по книге С. Михалкова «Дядя Степа»

• - Беседа «Мой папа защитник Отечества»

• - Беседа «Животные на службе в Армии»

• - Беседа «Боевая техника»

2. Чтение художественной литературы

• С. Михалков «Дядя Степа»

• - А. Барто «Наши солдаты», «Самолеты», «Флажок», «Кораблик»

• - С. Михалков «Мир»

• - Н. Иванова «Военные профессии»

• - З. Александрова «Дозор»

• - А. Нехода «Летчики»

• - Пословицы, поговорки, загадки, стихи

• Деятельность детей

3. Художественное творчество

• 1. Рисование «Мой папа самый лучший» (портрет)

• 2. Конструирование «Самолеты»

• 3. Лепка «Танк»

• 4. Аппликация «Летящие самолеты» (коллективная работа)

4. Музыка

• Прослушивание песен на военную тему «Катюша», «У солдата выходной», «Первым делом самолеты», «Аты баты

5. Игровой блок

• Дидактические игры:

• «Четвертый лишний», «Профессия военный»

• Подвижные игры:

• «Летчики на аэродроме», «Через болото»

6. Работа с родителями

• Оформление альбомов

• - выставка «Военная техника»

• - выставка «Мы рисуем вместе с папой»

• - ширма «День защитника Отечества»

• - консультации

• - беседы

Формы и методы работы с родителями:

• анкетирование; тестирование;

• консультации;

• творческие мастерские (поделки, книжки – малышки);

• памятки, буклеты;

• народные игры.

7. Работа с социумом

• - клуб «1 Мая»

• - школа

• - библиотека

• - «Каширский центр социального обслуживания «ЗАБОТА»

• - ветераны ВОВ

8. Оснащение пространственно-развивающей среды

• - оформление картотеки загадок о военной технике

• - пополнение картотеки дидактических игр «Профессия военный», «Четвертый лишний»

• - пополнение картотеки стихов к 23 февраля

Тип  проекта:

- Групповой;

- Долгосрочный;

- Исследовательско -творческий

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников

Этапы проекта:

1-й этап: подготовительный

• разработка этапов проектной деятельности;

• создание предметно-развивающей среды (мини-музея «Любимый город») (приложение 1);

• разработка планов,  конспектов, совместных мероприятий и экскурсий  (приложение 2);

• разработка дидактических игр (приложение 3);

• оформление сюжетно-ролевых игр «Семья», «Школа», «Детский сад», «Театр», «Защитники Отечества» и др. (приложение 4);

• выставки детских работ на тему «Мой любимый город», «Наш край», «Моя семья», «Они защищали Родину», «День Победы». Фотовыставки на тему «Я и мой город», «Мы городом родным, должны гордиться! » (приложение 5);

• составление информаций, консультаций, рекомендаций для родителей, анкетирование  (приложение 6).

2-й этап: основной - «Деятельность педагогов, детей и родителей»,  «Деятельность педагогов, детей и ветеранов ВОВ»

Предлагаемые мероприятия интегрируют основные направления нравственного, патриотического и умственного развития.

Кроме совместных мероприятий дети с родителями занимаются исследовательской деятельностью (узнают истории названия улиц, изучают историю города, в честь кого названы улицы, знакомятся с достопримечательностями, знакомятся с известными жителями города; составляют информацию о достопримечательностях, рисуют схемы округа, наблюдают красоту природы в разные времена года; составляют семейные родословные, рисуют герб семьи, составляют иллюстрированные рассказы о предприятиях города и профессиях родителей и т. Д.

3-й этап: итоговый

• Презентация путеводителя - развлечение «Я, моя семья, мой город» (приложение 8)

Таким образом, созданные оптимальные условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через построение целостного педагогического процесса взаимодействия педагогов, детей и родителей на основе синтеза и интеграции видов деятельности помогают заложить нравственные основы и воспитанию патриотических чувств дошкольников.

Список  использованной  литературы:

1.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

-М: Мозаика-Синтез,2004.

2Програма «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

-М: Мозаика-Синтоз,2010.

3.Социально-нравственное воспитание детей 3-4лет.Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова Москва 2006г.

4.Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» Москва 2010г. (старшая группа)

5.Н.В.Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» Москва2015г.

6.Г.А.Ковалева «Воспитывая маленького гражданина» Практическое пособие по патриотическому воспитанию Москва2005г. 

17 марта 2021 в 21:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.