Чиркунова Надежда Витальевна. Персональный сайт педагога.
Проект: «Патриотическое воспитание подрастающего поколения»«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский Актуальность: Проблема патриотического воспитания в последнее время приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. У Симонова есть такие строчки: “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал” И действительно человек связывает свое чувство любви к Родине с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил; с двором, где провел много времени с друзьями. В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно наполнить душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. Цель: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье. Чтобы реализовать эту цель, были поставлены следующие задачи: • Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты; • воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; • формирование бережного отношения к природе и всему живому; • воспитание уважения к труду; • развитие интереса к русским традициям и промыслам; • усвоение элементарных знаний о правах человека; • расширение представлений о городах России; • знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном); • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Задачи проекта: 1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду. 2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. 3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада. 4. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится. 5. Учить детей принимать участие в обсуждении программ, семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада. 6. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом. 7. Соблюдать права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважение права на собственность. 8. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Аудитория проекта: - дети дошкольного возраста, родители, воспитатели, ветераны. Необходимые условия реализации проекта: - интерес детей и родителей; - методические разработки; - интеграции со специалистами детского сада. Ожидаемый результат: Нравственно-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Умение выражать собственное мнение, анализировать происходящее, оказывать помощь. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи. Гипотеза: Воспитать патриота своей Родины принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы можно, если воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические чувства через синтез искусств (музыка, изобразительная деятельность, художественная литература) Методы проекта: • разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов; • чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, крае, городе; • рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, края, района, города; • прослушивание музыкальных произведений патриотического характера; • рассматривание семейных фотоальбомов, рассказы детей о своих близких, помощь родителями в изготовлении «генеалогических древ», разучивание стихов о семье. Реализация проекта: 1. Познавательная деятельность • - Образовательная деятельность «Наша армия родная» • - Рассматривание наглядно-дидактического пособия «Защитники Отечества» • - Рассматривание армейских альбомов, фотографий • - Рассматривание картинок о родах войск • - Рассматривание иллюстрации В. Васнецова «Богатыри» • - Беседа по книге С. Михалкова «Дядя Степа» • - Беседа «Мой папа защитник Отечества» • - Беседа «Животные на службе в Армии» • - Беседа «Боевая техника» 2. Чтение художественной литературы • С. Михалков «Дядя Степа» • - А. Барто «Наши солдаты», «Самолеты», «Флажок», «Кораблик» • - С. Михалков «Мир» • - Н. Иванова «Военные профессии» • - З. Александрова «Дозор» • - А. Нехода «Летчики» • - Пословицы, поговорки, загадки, стихи • Деятельность детей 3. Художественное творчество • 1. Рисование «Мой папа самый лучший» (портрет) • 2. Конструирование «Самолеты» • 3. Лепка «Танк» • 4. Аппликация «Летящие самолеты» (коллективная работа) 4. Музыка • Прослушивание песен на военную тему «Катюша», «У солдата выходной», «Первым делом самолеты», «Аты баты 5. Игровой блок • Дидактические игры: • «Четвертый лишний», «Профессия военный» • Подвижные игры: • «Летчики на аэродроме», «Через болото» 6. Работа с родителями • Оформление альбомов • - выставка «Военная техника» • - выставка «Мы рисуем вместе с папой» • - ширма «День защитника Отечества» • - консультации • - беседы Формы и методы работы с родителями: • анкетирование; тестирование; • консультации; • творческие мастерские (поделки, книжки – малышки); • памятки, буклеты; • народные игры. 7. Работа с социумом • - клуб «1 Мая» • - школа • - библиотека • - «Каширский центр социального обслуживания «ЗАБОТА» • - ветераны ВОВ 8. Оснащение пространственно-развивающей среды • - оформление картотеки загадок о военной технике • - пополнение картотеки дидактических игр «Профессия военный», «Четвертый лишний» • - пополнение картотеки стихов к 23 февраля Тип проекта: - Групповой; - Долгосрочный; - Исследовательско -творческий Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников Этапы проекта: 1-й этап: подготовительный • разработка этапов проектной деятельности; • создание предметно-развивающей среды (мини-музея «Любимый город») (приложение 1); • разработка планов, конспектов, совместных мероприятий и экскурсий (приложение 2); • разработка дидактических игр (приложение 3); • оформление сюжетно-ролевых игр «Семья», «Школа», «Детский сад», «Театр», «Защитники Отечества» и др. (приложение 4); • выставки детских работ на тему «Мой любимый город», «Наш край», «Моя семья», «Они защищали Родину», «День Победы». Фотовыставки на тему «Я и мой город», «Мы городом родным, должны гордиться! » (приложение 5); • составление информаций, консультаций, рекомендаций для родителей, анкетирование (приложение 6). 2-й этап: основной - «Деятельность педагогов, детей и родителей», «Деятельность педагогов, детей и ветеранов ВОВ» Предлагаемые мероприятия интегрируют основные направления нравственного, патриотического и умственного развития. Кроме совместных мероприятий дети с родителями занимаются исследовательской деятельностью (узнают истории названия улиц, изучают историю города, в честь кого названы улицы, знакомятся с достопримечательностями, знакомятся с известными жителями города; составляют информацию о достопримечательностях, рисуют схемы округа, наблюдают красоту природы в разные времена года; составляют семейные родословные, рисуют герб семьи, составляют иллюстрированные рассказы о предприятиях города и профессиях родителей и т. Д. 3-й этап: итоговый • Презентация путеводителя - развлечение «Я, моя семья, мой город» (приложение 8) Таким образом, созданные оптимальные условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через построение целостного педагогического процесса взаимодействия педагогов, детей и родителей на основе синтеза и интеграции видов деятельности помогают заложить нравственные основы и воспитанию патриотических чувств дошкольников. Список использованной литературы: 1.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. -М: Мозаика-Синтез,2004. 2Програма «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой -М: Мозаика-Синтоз,2010. 3.Социально-нравственное воспитание детей 3-4лет.Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова Москва 2006г. 4.Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» Москва 2010г. (старшая группа) 5.Н.В.Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» Москва2015г. 6.Г.А.Ковалева «Воспитывая маленького гражданина» Практическое пособие по патриотическому воспитанию Москва2005г. 17 марта 2021 в 21:26
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.