Чиркунова Надежда Витальевна. Персональный сайт педагога.
ПРОГРАММА ЗДОРОВЬЯ «Здоровый ребенок» с02.09.2019г-31.08.2020гПриложение к приказу от «__» ______________20__г. № ____
Заведующий МБДОУ «Детский сад №16» _________/ Кондрашина Н. А./
ПРОГРАММА ЗДОРОВЬЯ
Старшая группа №1 на период с02.09.2019г-31.08.2020г
Воспитатели: Н.В.Чиркунова И.Н.Морозова
Содержание: 1. Пояснительная записка……………………………………………………………….3 2. Нормативно-правовая база……………………………………………………………6 3. Условия реализации программы……………………………………………………..6 4. Концепция программы…………………………………………………………………7 5. Основные принципы программы…………………………………………………….7 6. Временные рамки и основные этапы реализации программы…………………...8 7. Цель, задачи и пути реализации программы………………………………………8 8. Использование образовательных технологий…………………………………….21 9. Физкультурно-оздоровительная работа……………………………………………22 10. Летняя оздоровительная работа…………………………………………………….23 11. Работа с педагогами………………………………………………………………….23 12. Работа с родителями…………………………………………………………………25 13. Методическое обеспечение программы…………………………………………..27 14. Заключение……………………………………………………………………………29 15. Список используемой литературы…………………………………………………30 16. Приложение №1 «Функциональные обязанности работников ДОУ в рамках реализации программы»…………………………………………………………….32 Пояснительная записка “Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”. В.А.Сухомлинский
Программа «Здоровье» определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, задачи, а также пути их реализации.
Группа здоровья 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Сегодня еще так же к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Исследования М.Д.Маханевой, В.Г.Алямовской свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением.
В результате этого в детском саду «Кораблик» разработана программа “Здоровый ребенок» и приложения к ней - методические рекомендации по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении. Программа “Здоровый ребенок” комплексно подходит к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей. Программа «Здоровый ребенок» разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ: · анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала); · научно – методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ); · материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование); · финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации программы); · комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на одного ребенка); · анализ результатов физической подготовленности детей; · характеристика физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ (занятия, кружки, внедрение системы здоровьесберегающих технологий). Программа «Здоровый ребенок», разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, - это комплексная система воспитания ребёнка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей. Разрабатывая программу «Здоровый ребенок», мы стремились к тому, чтобы система оздоровления и физического воспитания, включала инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий.
Объекты программы: · Дети ДОУ; · Педагогический коллектив; · Родители (законные представители) детей, посещающих ДОУ. Нормативно-правовая база: · Конвенция ООН «О правах ребёнка». · «Семейный кодекс РФ». · Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43. · Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации; · Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях». · Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательногостандарта дошкольного образования» · Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам общеобразовательным программам дошкольного образования» · Устав ДОУ. Условия реализации программы Для реализации программы в детском саду имеются следующие условия:
· Медицинский кабинет · физкультурный зал, который оборудован необходимым инвентарём: гимнастическими скамьями, спортивными матами; мячами, обручами, канатами и другим необходимым оборудованием. Количество и качество спортивного инвентаря и оборудования помогает обеспечивать высокую моторную плотность физкультурных занятий. · методическая литература для организации эффективной двигательной активности детей, развития основных видов движений. · в каждой возрастной группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов.
Концепция программы
· научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками) · доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей); · активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников); · сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью); · систематичности (реализация лечебно – оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю); · целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели); · оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки);
Временные рамки и основные этапы реализации программы. · 2018-2019гг. – организационно-мотивационный. Координация деятельности педагогов и родителей ДОУ на основе общей цели, направленной на комплексное решение проблемы повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. · – основной. Реализация основных направлений деятельности ДОУ по здоровьесбережению. · – итогово - аналитический. · Оценка и анализ положительных и отрицательных тенденций в реализации программы, определение новых ближних и дальних перспектив. · Измерение промежуточных результатов реализации Программы здоровьесбережения производится в конце каждого учебного года и отражается в письменном отчёте с представлением итоговых данных в диаграммах с пояснениями к ним и предложениями.
Цель, задачи и пути реализации программы.
Цель: создать условия для формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья воспитанников ДОУ. Система организации контроля за выполнением программы:
Но представление о здоровом образе жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям: · Привитие стойких гигиенических навыков; · Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи; · Формирование элементарных представлений об окружающей среде, опасных ситуациях в быту, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных; · Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения; понимать переживаемые чувства других и правильно на них реагировать. Основными направлениями программы “ Здоровый ребенок ” являются: 1. Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ. 2. Воспитательно-образовательное направление. 3. Лечебно-профилактическое направление. 4. Мониторинг реализации программы. Задачи и пути реализации оздоровительной работы по каждому из направлений программы:
· замена устаревшего мягкого инвентаря – приобретение матрацев, подушек, одеял, полотенец · приобретение бактерицидных ламп · пополнить спортинвентарь спортзала мячами разных размеров, обручами, массажными мячами, гантелями, массажными ковриками; · пополнить спортинвентарь для бассейна… б) преобразование предметной среды: · произвести благоустройство физкультурной площадки. · оборудовать спортивную площадку: “полосой препятствий” для развития выносливости, гимнастической стенкой и бревном, различными малыми формами для организации двигательной активности детей на свежем воздухе · восстановить зоны уединения (для снятия эмоционального напряжения) в каждой возрастной группе
Задачи: 1 задача: Организация рациональной двигательной активности детей:
Забота о здоровье детей в нашем ДОУ складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Активная двигательная деятельность способствует: · повышению устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды · совершенствованию реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям · повышению физической работоспособности · нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем, также возможной коррекции врождённых или приобретённых дефектов физического развития · повышению тонуса коры головного мозга и созданию положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья Основные принципы организации двигательной активности в детском саду: 1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья. 2. Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами. 3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики. 4. Контроль за физическим воспитанием . 5. Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков медотводов. 6. Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки. Формы организации двигательной активности в ДОУ: · физические занятия в зале и на спортивной площадке · занятия по плаванию в бассейне · утренняя гимнастика · физкультминутки · оздоровительный бег · физкультурные досуги, праздники, “Дни здоровья” · индивидуальная работа с детьми по овладению ОВД Пути реализации рациональной двигательной активности детей: · выполнение режима двигательной активности всеми педагогами ДОУ ,преобладание циклических упражнений на физкультурных занятиях для тренировки и совершенствования общей выносливости как наиболее ценного оздоровительного качества · использование игр, упражнений соревновательного характера на физкультурных занятиях и занятиях по плаванию 2 задача: Формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью; Необходимость воспитания физической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека больше всего зависит от его образа жизни. В связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Становление культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.
1. осознанного отношения к здоровью и жизни человека; 2. знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; 3. компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи. Для реализации данной задачи предполагается продолжение целенаправленной работы по воспитанию культуры здоровья, формированию привычек к здоровому образу жизни через такие формы работы с детьми, как: · режимные моменты · тематические занятия познавательной направленности (1 раз в 2 месяца в младших, средних группах, 1 раз в месяц в старших и подготовительных) · физкультурные занятия, занятия по плаванию в бассейне · закаливающие процедуры после дневного сна · организацию и проведение дней Здоровья (1 раз в квартал) такие формы работы с родителями, как: · ежегодные родительские конференции по формированию здорового образа жизни дошкольников · тематические родительские собрания · совместные детско-родительские мероприятия (физкультурные праздники, развлечения и т. п.) · консультации специалистов - педиатра, психолога, педагогов и др. (индивидуальные, групповые, стендовые, на сайте ДОУ)
· На занятиях по рисованию из-за постоянного выделения ведущей руки снижается активность неведущей, что является не совсем правильным. · Длительное выполнение упражнений в прописях (особенно с детьми младше 5 лет) приводит к быстрому утомлению ребенка, отказу от деятельности и другим негативным реакциям вследствие недостаточного развития нервных центров регуляции движений, а также мелких мышц кисти («писчий спазм»). · В настоящее время получили распространение «типографические» методы развития детей, то есть педагогами, часто используются книги, наборы сюжетных картинок для стимуляции развития речи, мышления, но было научно доказано, что дети полноценнее воспринимают объемные предметы, чем их изображение на картинке. · Целенаправленная работа по подготовке ребенка к школе ведется, в основном, на специально организованных занятиях, близких по своей структуре и содержанию (а иногда и продолжительности) к школьному уроку. Но ведь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является ИГРА, а источник возникновения игры – предметное действие (Д.Б. Эльконин, 1999г.). Именно поэтому в дошкольный период развития ребенка подготовка к обучению в школе должна осуществляться косвенно, прежде всего посредством игровых видов деятельности. Таким образом, использование традиционных приемов при подготовке дошкольников к овладению графикой письма недостаточно эффективно.
· координацию движений рук; · пространственные представления; · чувство ритма; · мышечно-связочный аппарат кистей рук. Поэтому, наряду с традиционными методами формирования навыков, педагогам необходимо использовать упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия Профилактика эмоционального благополучия детей в нашем ДОУ осуществляется в двух основных направлениях: · обеспечение более благоприятного течения периода адаптации вновь прибывших детей, · создание благоприятной эмоциональной обстановки в детском коллективе. Более благоприятное течение периода адаптации вновь прибывших детей обеспечивается через комплекс психолого-педагогических мероприятий:
· диагностика эмоционального благополучия детей через наблюдение, анализ продуктивных видов деятельности детей, использование проективных методик; · индивидуальные консультации воспитателей с родителями; · индивидуальные беседы с воспитанниками; · обеспечение спокойной обстановки в групповом помещении (избегать чрезмерно громкой речи, оперативно реагировать на конфликтные ситуации между детьми); · подвижные, сюжетно-ролевые игры, драматизация; · обеспечение условий для полноценного дневного сна (режим проветривания, создания спокойной обстановки, соблюдение режимных моментов подготовки ко сну); · организация «уголков психологической разгрузки» (зон уединения детей) в группах; · создание ситуации успеха для каждого ребенка на занятиях и в свободной деятельности; · формирование культуры общения детей; · проведение досугов, развлечений, праздников (в т.ч. совместных на возрастных параллелях, с родителями) и др.; · рациональное применение «музыкотерапии» (используется при необходимости на занятиях, при выполнении релаксационных упражнений, при укладывании детей на дневной сон и их пробуждении и др.). Новые подходы в профилактике эмоционального благополучия: · обучение детей приемам релаксации; · разработка и введение в воспитательно-образовательный процесс цикла занятий психолога с детьми 5-7 лет, направленных на формирование умений дошкольников по оказанию психологической помощи и самопомощи в различных жизненных ситуациях. Необходимость обучения детей приемам релаксации обусловлена тем, что большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность — важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает, если мышцы в достаточной степени расслаблены. При этом также снижается уровень бодрствования головного мозга, и человек становится наиболее внушаемым. Когда дети научатся свободно расслаблять мышцы, тогда можно перейти к вербальному воздействию (суггестии). Важно знать, что метод релаксации, по заключению специалистов, является физиологически безопасным и не дает негативных последствий.
· осуществлять проветривание помещения, в которых пребывают дети, в соответствии с графиком; · дважды в день проводить влажную уборку групповых помещений; · не загромождать групповые и спальные помещения мебелью, коврами; · для обеспечения естественного освещения помещений шторы на окнах должны быть укороченными; · 2 раза в год необходимо выполнять сушку, выморозку постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял); · 2 раза в год осуществлять чистку ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом); · своевременно (до начала цветения) производить покос газонов и участков; · соблюдать правила применения (хлорирования) и хранения моющих средств; · во время карантинных мероприятий строго придерживаемся санэпидрежима. Профилактически-оздоровительная работа с детьми в ДОУ осуществляется:
· плановые оздоровительные мероприятия (фитотерапия) o закаливающие мероприятия o нетрадиционные методы – дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж o профилактика нарушения осанки, сколиоза и плоскостопия, близорукости o Закаливающие мероприятия
"Дорожка Здоровья" представляет собой полосу из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетенные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврить для ванной типа "травка". Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка. · контрастные температурные воздействия (контрастно-воздушные и воздушные ванны), которые способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции, плохо функционирующей в первые годы жизни. Обязательным условием проведения воздушных ванн является температура воздуха в помещениях. Для детей дошкольного возраста температура воздуха должна находиться в диапазоне 18-20 градусов в зависимости от большей или меньшей двигательной активности детей и их числа; · босохождение, которое является эффективным закаливающим средством при условии постепенного его использования детьми; · циклические упражнения в облегченной, не стесняющей движений одежде, на занятиях и прогулках, обладающие хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом; · полоскание горла (с 2,5-3 лет). Новые, нетрадиционные методы иммунопрофилактики
Ю.А. Кирилова «О здоровье всерьез. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников» И.А. Фомина «Физкультурные занятия и спортивные игры» Р.Х. Яковлева «Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия»
Взаимосвязь со специалистами ЦРБ . Здоровьесберегающая инфраструктура, поддерживается благодаря постоянной связи с врачами узкой специализации детской поликлиники. По результатам мониторинга, по назначению участковых педиатров и врачей узкой специализации, планируются и осуществляются оздоровительно-профилактические и лечебные мероприятия. Отследить результаты физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном отделении помогает медико-педагогический контроль, в который входят: § Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей; § Обследование физического развития детей; § Медико-педагогическое наблюдение за проведением физкультурных занятий; § Медико-педагогическое наблюдение за осуществлением системы закаливания; § Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (спортивный зал, участок), оборудования, спортивной одежды , обуви и т.д. В период подъема ОРВИ и гриппа, в группах проводятся профилактические мероприятия: · Своевременное выявление и изоляция детей с первыми признаками заболевания; · Контроль за качеством проведения утреннего приема детей в группах (измерение t0 тела, осмотр кожных покровов); · Максимальное пребывание детей на свежем воздухе; Анализ сведений о здоровье воспитанников за период с сентября 2017 по май 2018г. показал неуклонный рост процента заболеваемости детей и рост дней, пропущенных по болезни одним ребенком дошкольного возраста. При этом распределение детей по группам здоровья с 2014г. почти не меняется. Возникает вопрос: если в ДОУ приходят дети с примерно одинаковым уровнем здоровья из года в год, почему количество заболеваний в дошкольном отделении ежегодно растет? В детский сад приходят домашние дети из частного сектора, где основная часть домов имеет печное отопление, т.е. в вечернее время температура в помещении имеет высокий показатель, а к утру помещение остывает до t-14-160. Дети зачастую ходят дома без комнатной обуви. В связи с резкими перепадами t0 в домашних условиях – высокие показатели простудных заболеваний в детском саду. Мы пришли к выводу, что здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения. В 2017-2018 учебном году выросло количество детей с высоким уровнем физического развития на 7%. Положительная динамика связана с планомерной работой педагогов детского сада. Используемые образовательные технологии не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. 2 Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. 3 Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр. 4 Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. 5 Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). 6 Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. 7 Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Физкультурно-оздоровительная работа Вид деятельности занятий Особенности организации 11. Утренняя гимнастика. Ежедневно на открытом воздухе или в спортивном зале.
2. Физкультминутка Ежедневно, на занятиях статического характера. Длительность 3-5 мин. 3. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Ежедневно во время утренней прогулки, подгруппами. Игры подобранны с учетом возрастных особенностей детей 4. Оздоровительный бег. 2 раза в неделю, подгруппами по 5-7 человек, во время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин. 5. Гимнастика после дневного сна Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей. Длительность не более 10 мин. 6. Физическая культура 2 раза в неделю; проводятся в первой половине дня (одно на воздухе). Длительность 15-30 мин 7. Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от возрастных особенностей детей. 8. Неделя здоровья 2 раза в год 9. Спортивные развлечения 1раз в месяц на улице или в спортивном зале. Длительность как на занятии. 10. Физкультурно – спортивные праздники на воздухе. 2 раза в год (зимний и летний). Длительность 25-40 минут 11. Игры – соревнования между детьми разных возрастных групп 1 -2 раза в квартал на воздухе или в зале. Длительность 30 минут 12. Совместные физкультурные занятия родителей и детей 1 раз в квартал 13. Участие родителей в физкультурно – оздоровительных праздниках и развлечениях В течение года
Летняя оздоровительная работа. Формы организации оздоровительной работы: · закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком; · физкультурные занятия в природных условиях (спортивной площадке); · физкультурные досуги и развлечения; · утренняя гимнастика на воздухе; · витаминизация: соки, фрукты, ягоды. Работа с педагогами. Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах: · просветительная работа по направлениям программы «Здоровый малыш» и т.д.; · консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый воспитанник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог – больной воспитанник; · обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики. Организационные методические мероприятия: 1. Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста. 2. Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуальном подходе. 3. Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья. 4. Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп. 5. Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания. 6. Создание информационной базы по педагогическим, экономическим, санитарно – гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей. 7. Внедрение сбалансированного разнообразного питания. 8. Пропаганда здорового образа жизни. 9. Обучение дошкольников здоровому образу жизни, проведение бесед, психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье. Методические рекомендации по оздоровлению: 1. Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. 2. Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях по физкультуре, в перерывах между занятиями, использование физкультурных минуток, включение элементов пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях. 3. Необходимо широкое использование игровых приёмов, создание эмоционально – значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию. 4. Привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье. 5. Обучение дошкольников здоровому образу жизни. Работа по укреплению здоровья сотрудников Обеспечивая условия здоровьесбережения детей, не нужно забывать о здоровье педагогов, так как только здоровый педагог может воспитать здорового ребенка. Ежегодные периодические медицинские осмотры Проведение педагогических советов нетрадиционной формы Информационные бюллетени по укреплению физического и психического здоровья Работа с родителями. Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями. Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровой поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность. Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями: 1. Повышение педагогической культуры родителей. 2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания. 3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания. 4. Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка. 5. Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через тренинги, консультации, семинары. 6. Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Формы работы с родителями: 1. Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций. 2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам. 3. Дни открытых дверей. 4. Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших. 5. Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших). 6. Совместные занятия для детей и родителей. 7. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (инструктора по физической культуре, медицинской сестры). 8. Организация совместных дел.
Для успешной работы с родителями используем план изучения семьи: · структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общения); · основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т.п.); · стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают – положительные или отрицательные, причины семейных конфликтов; · социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка; · воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения. Методы, используемые педагогами в работе: 1. Анкета для родителей. 2. Беседы с родителями. 3. Беседы с ребёнком. 4. Наблюдение за ребёнком. 5. Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми. С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе: 1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний. 2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях. 3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей. 4. Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь её с заболеваниями бронхолёгочной системы. 5. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении. 6. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка. 7. О питании дошкольников. 8. Особенности физического и нервно – психического развития у часто болеющих детей. 9. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома. 10. Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей. 11. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников. 12. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей. 13. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка План работы с родителями на ближайшие года. 1. Продолжить проведение совместных мероприятий: «Дней Здоровья», туристических походов, праздников, субботников. 2. Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров – практикумов «Давайте узнавать малыша вместе» с привлечением специалистов. 3. Организовывать новую форму работы с родителями – дни семейных увлечений «Что умею сам – научу детей». 4. Посещение родителями занятий валеологической направленности, с целью педагогической пропаганды здорового образа жизни. 5. Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс, консультации, беседы, выполнение с детьми заданий в домашних тетрадях. Методическое обеспечение: Программно-методическое обеспечение оздоровительной деятельности. На основе концептуальных положений Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и оздоровительной программы под редакцией В.Г. Алямовской «Здоровье», педагоги занимаются поиском, изучением и внедрением следующих программ и технологий: * Е.А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2003 * В. Алексеенко, Я. Лощинина. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребёнка 2-7 лет.- М.: Учимся играючи, 2008. * К.Ю. Белая. Фомирование основ безопасности у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. * Е.Н. Борисова. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. – Волгоград: Панорама, 2007. * В.К. Величенко. Физкультура для ослабленных детей.- М.: Терра-Спорт, 2000. *Н.В. Елжова. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении.- Ростов н/Д, Феникс, 20011 *Л.И. Пензулаева. Физкультурные занятия в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2010. * Э.Я. Степаненкова. Физическое воспитание в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2008. * Л.В. Игнатова, О.И. Волик, Г.А. Холюкова. Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах.-М.: ТЦ Сфера, 2008. * О.В. Козырева. Лечебная физкультура для дошкольников.- М.: Просвещение, 2005. *М.В. Краснов, Е.В. Березенцева. Закаливание детей дошкольного возраста.-Чебоксары, 1998. *Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук. Двигательный игротренинг для дошкольников.- СПб.:Речь, 2002. *П.А. Павлова, И.В. Горбунова. Расти здоровыи, малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
Заключение Мы считаем, что система работы по основной оздоровительной программе «Здоровый ребенок» позволит нам качественно достичь поставленную цель в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей, в формировании у родителей, педагогов, детей ответственности в деле сохранения своего здоровья, в улучшении медико-социальных условий пребывания ребенка в детском саду. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это даст положительный эффект в нашей работе: у большинства детей уже наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта. В результате внедрения и реализации основной оздоровительной программы «Здоровье», дети ДОУ должны показать высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости и достаточный уровень развития основных движений. Ожидаемые результаты реализации программы. Повышение эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения: · улучшение основных показателей состояния психофизического здоровья детей; · успешное освоение образовательной программы воспитанниками ДОУ ежегодно не менее 86%, качественная подготовка детей к школе до 95%; · рост компетентности педагогов к качественному моделированию здоровьесберегающего процесса в инновационном режиме на 100%; · активизация родителей к совместной с образовательным учреждением здоровьесберегающей деятельности и использованию эффективных форм здоровьесбережения в семье - не менее 93%. · · Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребёнка. · Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний. · Коренное совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода. · Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию. · Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников. · Повышение квалификации работников дошкольных учреждений. · Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. В. Алексеенко, Я. Лощинина. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребёнка 2-7 лет.- М.: Учимся играючи, 2008. 2. В.К. Величенко. Физкультура для ослабленных детей.- М.: Терра-Спорт, 2000. 3. Воспитатель ДОУ № 1-2008 г. (стр.9) 4. Воспитатель ДОУ №3 – 2008 (стр. 11 – Послушные глазки) 5. Гунн Г.М., Современные технологии проблемы охраны здоровья.[Текст]: учебное пособие/ Г.М.Гунн. – СПб.2000.- 192с.
6. Е.А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2003 7. Е.Н. Борисова. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. – Волгоград: Панорама, 2007. 8. К.Ю. Белая. Фомирование основ безопасности у дошкольников. [Текст]: – М.: Мозаика-Синтез, 2012. 9. Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья. [Текст]: методическое пособие/ М.Ю. Картушина - Архангельск, 2000.- 108с.
10. Л.В. Игнатова, О.И. Волик, Г.А. Холюкова. Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах.-М.: ТЦ Сфера, 2008. 11. Л.И. Пензулаева. Физкультурные занятия в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2010. 12. М.В. Краснов, Е.В. Березенцева. Закаливание детей дошкольного возраста.-Чебоксары, 1998. 13. Н.В. Елжова. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении.- Ростов н/Д, Феникс, 20011 14. О.В. Козырева. Лечебная физкультура для дошкольников.- М.: Просвещение, 2005. 15. Оздоровительная работа по программе «Остров здоровья» (стр.57 – Физминутки для глаз) 16. Оздоровительная работа по программе «Остров здоровья» (стр.64) 17. Оздоровление детей в условиях детского сада под ред. Л.В. Кочетковой (стр.71) 18. П.А. Павлова, И.В. Горбунова. Расти здоровыи, малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста.- М.: ТЦ Сфера, 2006. 19. Развивающая педагогика оздоровления под ред. В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова (стр. 249) 20. Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук. Двигательный игротре 12 ноября 2019 в 14:56
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.