Чиркунова Надежда Витальевна. Персональный сайт педагога.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Старшей группы на 2019-2020 уч.год

Приложение к приказу от «___»_______ 20__г. №___




Принято                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

на педагогическом совете                                                             Заведующий МБДОУ

МБДОУ «Детский сад № 16»                                                           «Детский сад №16»

От «_29_» _августа_2019г. протокол № 1                      _________Н.А. Кондрашина

«___»______________ 20__г.





РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА


Старшей группы №1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16»

на 2019 -2020 уч.год







Программу составили: воспитатели

Чиркунова Н.В.

Морозова И.Н.











Кашира

2019-2020г.

Содержание


Целевой раздел:                                                                   

1. Пояснительная записка……………………………………..……………................ 3

2. Перечень основных видов организованной образовательной деятельности…………………………………………………………………………7

3. Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей……………8 Содержательный раздел:

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка…23

1. Физическое развитие……………………………………………………………27

2. Социально-коммуникативное развитие………………………………………37

3. Познавательное развитие………………………………………………………44

4. Речевое развитие………………………………………………………………48

5. Художественно-эстетическое развитие………………………………………51

Организационный раздел

1. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов………..64

2. Работа с родителями………………………………………………………………70

3. Список литературы……………………………………………………....................84















Пояснительная записка

Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошколь¬ного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психиче¬ских и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Задачи:

1. способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;

2. обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;

3. реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД), самостоятельной деятельности (СД), режимных моментах, работе с родителями.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем вос¬питанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учре¬ждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.



Психолого-возрастные, индивидуальные характеристики

воспитанников:


Ребенок 5-7 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении дошкольников – формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания детьми уже могут использоваться несложные приемы и средства (в качестве «подсказки» могут выступать карточки или рисунки). В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, оценки и мнение товарищей становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. В 5-6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование ее отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки – на такие, как сила, способность заступиться за другого. Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно, в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во Физическое развитие Познавательно- речевое развитие время игры дети объясняют партнеру свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. Вне игры общение детей становится менее ситуативными. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-7 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия действий и поступков собственных и других людей. Трудовая деятельность. В старшем дошкольном возрасте ( и 5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности (при условии сформированности всех других компонентов детского труда). Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются отличия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков – более порывистые, у девочек – мягкие, плавные, уравновешенные), общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Посредством целенаправленной и систематической двигательной активности укрепляются мышцы и связки. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребенком небольших по величине усилий на протяжении достаточно длительного времени). Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребенка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые дети могут обращаться со шнурками – продевать их в ботинок и завязывать бантиком. К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и углубляются. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и темно-красный). Дети шестого года могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Освоение времени все еще не совершенно. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети Художественно- эстетическое развитие начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими название профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка. Способны к звуковому анализу простых трехзвуковых слов. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. В описательном и повествовательном монологе способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения. Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно «чтение с продолжением». Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика «анализа» текстов, работа с иллюстрациями способствует углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий. В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Музыкально-художественная деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность. При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах



Структура Плана  для  детей разновозрастной подготовительной к школе  группы  (5-7 лет) содержит обязательную  часть   и  часть,  формируемую  участниками образовательных отношений. Объем учебной нагрузки обязательной  и  части,  формируемой  участниками образовательных отношений    для  детей старшей группы,    составляет 15 НОД в неделю,  что составляет 100% от общего нормативного времени и включает  направления, обеспечивающих познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное  и физическое развитие воспитанников. Каждому направлению соответствуют определенные образовательные области:

1. Физическое развитие:

1.1. «Физическая культура»: физкультура:  2 раза в неделю в зале, 1 раз в неделю на улице.

       2.Социально-коммуникативное  развитие:

       2.1. «Безопасность» - ОБЖ - через неделю 2 раза в месяц;

2.2.«Социализация»: через неделю 2 раза в месяц; 

2.3. «Труд»- 2 раза в месяц

       3. Познавательное  развитие; речевое развитие:

       3.1. «Познание» - 

       - окружающий мир – 1 раз в неделю;

       - формирование элементарных математических представлений – 1 раз в неделю;

       - конструирование - 2 раза в месяц.

      3.2.«Коммуникация» - 1 раз в неделю;

      3.3.«Чтение художественной литературы» - художественная литература- 1 раз в неделю

      4.Художественно-эстетическое развитие:

      4.1.«Музыка»:– 2 раза в неделю;

      4.2.«Художественное творчество»: 

       - рисование – 1 раз в неделю

       - аппликация – через неделю 2 раза в месяц;

       - лепка – через неделю 2 раза в месяц.

Часть,  формируемая участниками образовательных отношений  для  детей разновозрастной подготовительной к школе  группы  (5-7 лет)   сформирована с учётом приоритетных направлений деятельности ДОУ. 

       Общий объем учебной нагрузки для детей  разновозрастной подготовительной к школе группы  (5-7 лет) составляет 6 часов 25 минут в неделю, что соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1. 3049-13)       

 Непосредственно организованная образовательная деятельность физкультурного и художественно-эстетического направлений занимает 53% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.


            Структура Плана  для  детей компенсирующей направленности подготовительной к школе группе (6-7 лет) содержит обязательную часть  и   часть,  формируемую  участниками образовательных отношений. Объем учебной нагрузки обязательной  и части,  формируемой  участниками образовательных отношений  для  детей подготовительной группы   составляет 17 НОД в неделю,  что составляет 100% от общего нормативного времени и включает  четыре направления, обеспечивающих познавательно, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное  и физическое развитие воспитанников. Каждому направлению соответствует определенные образовательные области: 

1. Физическое развитие:

1.1. «Физическая культура»- физкультура - 3 раза в неделю: 2 раза в неделю в зале, 1 раз в    неделю на улице.

1.2. «Здоровье»- ОБЖ – 1 раз в месяц;

        2. Социально-коммуникативное развитие:

        2.1. «Безопасность»- 1 раз в месяц;

2.2. «Социализация»: - 2 раза в месяц;

2.3. «Труд»- ручной труд  1 раз в месяц;

        3. Познавательное развитие, речевое развитие

 3.1.«Познание»:

 - окружающий мир – 2 раза в месяц; 

 - формирование элементарных математических представлений – 6 раз в месяц;   

        3.2.«Коммуникация» – 2 раза в месяц;

        4 .Художественно-эстетическое развитие:

        4.1.«Музыка»:– 2 раза в неделю;

        4.2.«Художественное творчество»: 

        - рисование – 2 раза в неделю, 

        - аппликация -2 раза в месяц, 

        - лепка – 3 раза в месяц.


Часть,  формируемая участниками образовательных отношений  для детей компенсирующей направленности подготовительной к школе группе (6-7 лет),  сформирована с учётом приоритетных направлений деятельности ДОУ. 

      Общий объем учебной нагрузки для детей компенсирующей направленности подготовительной к школе группе (6-7 лет) составляет 8 часов 50 минут в неделю, что соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1. 3049-13).

Непосредственно организованная образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного цикла и эстетического цикла занимает 50% общего времени, отведенного на непосредственно организованную образовательную деятельность.



 Реализация образовательных областей не отраженных в  обязательной части учебного плана во всех  возрастных группах осуществляется  в ходе взаимодействия педагога с детьми при проведении режимных моментов, самостоятельной 

деятельности детей, взаимодействия с  семьями воспитанников и интеграции образовательных областей.

Перечень основных видов организованной образовательной деятельности

Учебный план старшей группы (5-6 лет жизни) 


















1. Базовая часть ( инвариантная) 

федеральный компонент

Старшая группа №1


Образовательные области Виды непрерывной непосредственно образовательной деятельности Время

(минут) Количество

в неделю в год

1.1. Физическое  развитие 75

3 108

Здоровье Физкультурное 75

3 108

1.2. Познавательное, речевое  развитие 150 6 216

Познание 

Познавательно-исследовательская и

продуктивная деятельность (конструирование, ручной труд) 25 1 36

Формирование целостной картины мира 25 1 36

Формирование элементарных математических представлений 25 1 36

Коммуникация Развитие речи 

50 2 72

Чтение художественной литературы

25 1 36

1.3. Социально-коммуникативное   развитие 25 1 36

Социализация 13 Один  раз  в 2 недели 18

Труд 6 Один  раз  в месяц 9

Безопасность Основы безопасности жизнедеятельности 6 Один  раз  в месяц 9

1.4. Художественно-эстетическое  развитие 125 5 180

Музыка Музыкальное 50 2 72

Художественное творчество Рисование 25 1 36

Лепка 25 1 36

Аппликация 25 1 36

ИТОГО: 375 15 540

ВСЕГО (по СанПин): 6 часов

25 минут





Учебный план старшей группы (6-7 лет жизни)

Образовательные области

и виды непрерывной непосредственно образовательной деятельности Время

(минут) Количество

  в неделю      в год

1.1. Физическое  развитие 90

3 108

Здоровье Физкультурное 90

3 108

1.2. Познавательное, речевое  развитие 205 7 252

Познание 

Познавательно-исследовательская и

продуктивная деятельность (конструирование, ручной труд) 30 1 36

Формирование целостной картины мира 25 1 36

Формирование элементарных математических представлений 60 2 72

Коммуникация Развитие речи 60 2 72

Чтение художественной литературы

30 1 36

1.3. Социально-коммуникативное   развитие 40 2 72

Социализация 7,5 Один  раз  в месяц 9

Труд 7,5 Один  раз  в месяц 9

Безопасность Основы безопасности жизнедеятельности 25 1 36

1.4. Художественно-эстетическое  развитие 180 5 180

Музыка Музыкальное 60 2 72

Художественное творчество Рисование 60 2 72

Лепка 30 Один  раз  в 2 недели 36

Аппликация 30 Один  раз  в 2 недели 36

ИТОГО: 515 17 612

ВСЕГО (по СанПиН): 8 часов

50 минут





Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей


   Образовательный процесс в ДОУ реализуется в режиме пятидневной недели. Длительность пребывания в ДОУ: с 730до 1800 часов. 

Образовательный процесс осуществляется с 1 сентября по 31 мая. Летний период – с 1 июня по 31 августа.

Режим дня устанавливается в соответствии с возрастными  индивидуальными особенностями детей и способствует их гармоничному развитию. При составлении и организации режима дня учитываются обязательные, повторяющиеся (стереотипные) компоненты:

- время приема пищи;

- укладывание на дневной сон; 

- общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях.

Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5 - 6 часов. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 - 4,5 часов. Прогулка организуется 2 раза в день: утром,  в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. Общая продолжительность сна для детей дошкольного возраста в период нахождения в ДОУ составляет 2,0 - 2,5  часа (дневной сон). 

 При проведении режимных процессов в ДОУ соблюдаются следующие позиции:

• полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании);

• тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели;

• привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности;

• формирование культурно-гигиенических навыков;

• эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;

• учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку; устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависит от состояния их нервной системы.

Составляющие режима структурировались на основе режимного расписания в двух вариантах в зависимости от сезона (летнего и зимнего).  Зимний период (холодный) определен с первого  сентября по тридцать первое  мая. Летним периодом (теплым) считается календарный период с  первого июня по тридцать первое августа. 

       Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей  группы.


            Особенности воспитательно-образовательного процесса в  группе заключаются в следующем:

• группа функционирует в режиме 5-дневной рабочей недели, в условиях 10.30 часового пребывания детей;

• в группе нет национально культурных, демографических и климатических особенностей осуществления образовательного процесса;

• списочный состав группы 29 человек.

• В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду.  Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период  увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2- 2.20 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

• Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, составляет 15 занятий. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (среда, четверг). Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.

•   Общественно-полезный труд детей проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т.п.). Его продолжительность  не превышает 20 минут в день.


Режим дня: 

•      Время занятий и их количество в день регламентируется «Примерной Программой» и САНПиНами (не более 2-3 занятия в день не более 30 минут). Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное  напряжение. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Такая форма организации занятий позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ.

• При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития.

• Для гарантированной реализации государственного образовательного стандарта в четко определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 8 месяцев, без учета первой половины сентября, новогодних каникул, второй половины мая и трех летних месяцев.

• Оценка эффективности образовательной деятельности         осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, дидактических игр и др. 



Старшая  группа № 1 (5-7 лет) 

Холодный  период Летний  период


7.00-8.20 




8.20 – 8.30

8.30 – 8.50


8.50- 9.00




9.00- 11.05


11.05-12.30 

12.30- 12.40


12.40- 13.00

13.00 -15.00.

15.00 – 15.20



15.20-15.50

15.50-16.20


16.20 -16.40


16.40-16.55

16.55-17.15

17.15-17.30


17.30-18.00

Приём и осмотр детей. Игры. Индивидуальная  работа воспитателя с детьми. Чтение художественной литературы.

Утренняя гимнастика

Подготовка к завтраку (дежурство, гигиенические процедуры), завтрак

Самостоятельная деятельность. Подготовка к непосредственно образовательной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность.

Подготовка к прогулке. Прогулка 

Возвращение с прогулки. Гигиенические процедуры.

Подготовка к обеду, обед

Подготовка ко сну. Дневной сон.

Постепенный подъем детей. Гимнастика пробуждения. Воздушные и водные процедуры.

Подготовка к полднику.  Полдник.

Непосредственно образовательная деятельность

Игры, развлечения, труд. Свободная деятельность.

Подготовка к ужину, ужин.

Свободная деятельность детей, игры

Индивидуальная работа с детьми. Чтение художественной литературы.

Подготовка к прогулке, прогулка. Уход детей домой

7.00-8.15 


8.15 – 8.25

8.25 – 8.30

8.30-8.50


8.50- 10.00


10.00- 12.20

12.20- 12.30


12.30- 12.50

12.50-15.00.

15.00 – 15.20



15.20-15.40

15.40 -16.40


16.40-16.55

16.55-17.15


17.15-17.30



17.30-18.00

Приём и осмотр детей на прогулке. Игры. 

Утренняя гимнастика на прогулке

Возвращение с прогулки

Подготовка к завтраку (дежурство, гигиенические процедуры), завтрак

Самостоятельная деятельность. Игры, развлечения.

Подготовка к прогулке. Прогулка 

Возвращение с прогулки. Гигиенические процедуры.

Подготовка к обеду, обед

Подготовка ко сну. Дневной сон.

Постепенный подъем детей. Гимнастика пробуждения. Воздушные и водные процедуры.

Подготовка к полднику . Полдник. 

Игры, развлечения, труд. Свободная деятельность.

Подготовка к ужину, ужин.

Свободная деятельность детей, игры

Индивидуальная работа с детьми. Чтение художественной литературы.

Подготовка к прогулке, прогулка. Уход детей домой



Понедельник      Вторник        Среда       Четверг      Пятница

Старшая  группа  (5-7 лет) № 1 


1). 9.00-9.30

2). 9.40-10.10

3) 10.20-10.50


_____________


4) 15.50-16.20

1.Физкультура

2.Социализация

/коммуникация

1.ФЭМП 

2.Лепка/ручной труд

________________

Музыка

1.ФЭМП/

аппликация

2.Физкультура на прогулке

_______________

Рисование

1.Окружающий мир/ОБЖ

2.Художественная литература

3.Физкультура 

на прогулке

1.Рисование

2.Музыка

_______________


Циклограмма непосредственно- разовательной деятельности(НОД)

Старшая группа №1

Длительность занятий-  25 мин.

Максимально допустимый объем недельной непосредственно-образовательной деятельности в  группе- 375 минут (не более 15 занятий)

Перерывы между ООД не менее 10 мин.

Обязательное проведение физ. минутки

Социальный паспорт

МБДОУ «Детский сад №16»

Старшая группа №1

Наименование МДОУ по Уставу

Содержание информации

Учебный год

2016-2017 2017-2018

2018-2019 2019-2020

Количество воспитанников:

1-ая младшая группа

2-ая младшая группа

Разновозрастная группа

Разновозрастная подготовительная к школе группа№1 32

Подготовительная к школе группа

Количество семей

        32

-дети из многодетных семей 8

-дети-сироты, опекаемые -

-дети из семей, чьи родители инвалиды -

- дети из семей, чьи родители пенсионеры -

- дети - инвалиды -

-дети одиноких матерей (удостоверение) 1

- дети участников ликвидации аварии на ЧАЭС -

- дети беженцев -

- дети, чьи родители погибли в местах

 ведения боевых действий

-

-дети из малообеспеченных семей

-

Количество полных семей

С одним ребенком 11

С двумя 10

С тремя и более 7

Количество неполных семей С одним ребенком развод 3

смерть

С двумя Развод -

смерть

С тремя и более развод 1

Смерть

Неблагополучные  семьи Родители безработные -

Не занимаются  воспитанием -

Злоупотребляют алкоголем -

Асоциальные семьи Ведут аморальный образ жизни -


Списки по каждой категории прилагаются 



Приложение к социальному паспорту

МБДОУ «Детский сад №16»

Старшая группа

1. «Дети многодетных семей»

№ Ф.И. ребёнка Год рождения Группа №1


2. «Дети сироты, опекаемые»: нет

3. «Дети из семей, чьи родители инвалиды»: нет

4. «Дети одиноких матерей »

№ Ф.И. ребёнка Год рождения Группа №1



5. «Дети участников ликвидации аварии на ЧАЭС »: нет

6. «Дети из малообеспеченных семей»: нет

7. «Семьи, вызывающие тревогу в воспитании детей»: нет

8. «Дети из одной семьи»:

№ Ф.И. ребёнка Год рождения Группа №1










































Социальный паспорт группы на 01.09.2018-2019г

№ Фамилия, имя ребёнка Воспитывают Многодетные Неполные Юные родители Неблагополучные Инвалиды

Потеря кормильца. Адрес

ребёнка

мама папа опека. мама папа мама папа ребенок Улица дом Кв



Комплектование старшей группы № 1 на 01.09.2019г.


№ гр возраст детей Кол-во мальчики девочки

№ 1 5-7 г 32 13 19

Состав родителей:

Многодетные:….8

Мать-одиночка:…0

Инвалиды…0



Объем недельной  двигательной активности воспитанников в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности

для детей дошкольного возраста


Режимные моменты Норма

Подвижные игры во время утреннего приема детей Ежедневно

10-12 мин

50 мин

Утренняя гимнастика Ежедневно

10мин

50 мин


Физкультминутки в середине непосредственно образовательной деятельности статического характера 2-3 мин

35 мин


Музыкально-ритмические движения На музыкальных занятиях 12-15 мин

30 мин

Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию 3 раза в неделю

30 мин

1час 30мин

Подвижные игры, элементы спортивных игр

на дневной и вечерней прогулке Ежедневно не менее двух игр по 12-15 мин

3 часа 30 мин

Гимнастика после сна. 8 мин

40 мин


Всего в неделю

9 часов 25 мин


Физкультурные досуги 1 раз в месяц

40 мин

Спортивные праздники 2 раза в год 

до 60 мин

Самостоятельная двигательная деятельность детей Ежедневно по потребности детей








СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ


Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка.

  Содержание Программы включает различные виды деятельности совокупность, которых обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в образовательных областях:

- социально-коммуникативное развитие;

 - познавательное развитие;

- речевое развитие;

 - художественно-эстетическое развитие;

- физическое  развитие.


1.1. Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

а)  Перечень программ и пособий, используемых при реализации социально-коммуникативного развития в основной части Программы:

Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010,

Гу6анова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. —М,: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

Зацепин'а М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дош-кольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010..

Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. — М.: - Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Комарова Т. С, Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность»-СБП, «Детство-Пресс», 2002г.


б) Перечень программ и пособий,  используемых при реализации социально-коммуникативного развития в вариативной  части Программы:

Севостьянова Е.О. «Дружная семейка» ТЦ Сфера, 2007 г.,

Стеркина Р.Б,. Князева О.Л, Авдеева Н.Н. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» М., 2002г.,

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

Смирнова Е.О., Богуславская З.М. Развивающие игры для детей. – М.: Просвещение, 1991.



Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная 

деятельность детей В совместной деятельности с семьей


Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

групповые Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные Индивидуальные 

подгрупповые Индивидуальные 

групповые

• Совместные действия

• Наблюдения

• Беседа

• Чтение 

• Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач

• Экспериментирование 

• Проблемные ситуации

• Игровое упражнение

• Проблемная ситуация

• Совместная с воспитателем игра

• Совместная со сверстниками игра

• Индивидуальная игра

• Праздник 

• Экскурсия 

• Ситуация морального выбора

• Проектная деятельность • Совместные действия

• Наблюдения

• Беседа

• Чтение 

• Рассматривание 

• Игра

• Проектная деятельность

• Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач

• Ситуативный разговор с детьми

• Педагогическая ситуация

• Интегративная деятельность

• Создание 

соответствующей предметно-развивающей среды

• Совместная 

со сверстниками игра

• Индивидуальная игра

• Обогащение 

предметно-развивающей среды

Выставки совместных работ.

• Досуги

• Экскурсии

• Консультации

• Педагогические гостиные

• Праздники и развлечения

• День открытых дверей

• Совместные конкурсы, игры-викторины

• Проектная деятельность

• Совместные экологические и трудовые акции

• Мастер-класс

• Выставки поделок




1.2. Познавательное развитие

      Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

а)  Перечень программ и пособий, используемых при реализации познавательного развития в основной части Программы:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.-М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

2. Дыбина О.Б. «Ребёнок и окружающий мир» - М., Мозаика –Синтез, 2010г.

3. Дыбина О.Б. «Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов», М., 1999г.

4. Дыбина О.Б. «Предметный мир как средство формирования творчества детей». М., 2002г.

5. СоломенниковаО.А. «Экологическое воспитание в детском саду» М., Мозаика-Синтез 2010г.

6. Л.С.Метлина «Математика в детском саду».

7. Э.Н.Новикова «Математика от трёх до семи».

8. З.А.Михайлова «Игровые занимательные упражнения для дошкольников».

9. Е.В.Колесникова «Математика для дошкольников» (3-7лет).

10. О.В.Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром (во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах) м., Синтез 2011 год.

11. О.Ф.Горбатенко «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет», Волгоград 2013год.

12. Н.В.Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (вторая младшая, средняя, старшая группы), ЦГЛ Москва, 2004год.

13. В.Н.Волчкова, Н.В.Степаненко «Познавательное развитие» (конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах), Воронеж, 2010г.

14. Л.В.Артёмова «Окружающий мир» в дидактических играх дошкольников,

15. А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Москва, «Просвешение». 1991год.

16. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

17. Н.В.Николаева «Юный эколог» С-П 2002год.

18. Н.В.Николаева «Экологическая программа».. С-П 2002год.

б) Перечень программ и пособий,  используемых при реализации познавательного развития в вариативной  части Программы:

1. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И.Говорова, Л.И.Усханская «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».

2. А.А.Столяр «Давайте поиграем».

3. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая     «Логика и математика для дошкольников».

4. Б.Никитин «Развивающие игры».

5. Михайлова, Данилова «Математическая подготовка детей в ДОУ».


Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная

 деятельность детей В совместной деятельности с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные Индивидуальные 

подгрупповые Индивидуальные 

групповые

• Рассматривание 

• Наблюдение

• Чтение 

• Игра-экспериментирование

• Развивающая игра

• Экскурсия 

• Интегративная деятельность

• Конструирование 

• Исследовательская деятельность

• Рассказ 

• Беседа 

• Создание коллекций

• Проектная деятельность

• Экспериментирование 

• Проблемная ситуация • Сюжетно-ролевая игра

• Рассматривание 

• Наблюдение

• Чтение 

• Игра-экспериментирование

• Развивающая игра

• Ситуативный разговор с детьми

• Экскурсия 

• Интегративная деятельность

• Конструирование 

• Исследовательская деятельность

• Рассказ 

• Беседа 

• Создание коллекций

• Проектная деятельность

• Экспериментирование 

• Проблемная ситуация • Во всех видах 

самостоятельной  детской деятельности

• День открытых дверей

• Педагогическая гостиная 

• Проектная деятельность

• Создание коллекций

• Обогащение предметной среды

• Чтение литературы

• Праздники и развлечения

• Консультации

• Экспериментирование

• Конкурсы, игры-викторины




1.3. Речевое развитие

    Речевое развитие, включает, владение речью,  как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.


а) Перечень программ и пособий,  используемых при реализации речевого развития в основной  части Программы:

1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей труппе детского сада. —М.; Мозаика-Синтез, 2007-2010.

4. Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского са-да.-М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

7. Гербова В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010

8. Л.М.Шиницина . А.И.Воронова «Азбука общения», 1998год.

9. О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи» во всех возрастных группах» 2009год.

Волчкова «Развитие речи», Воронеж, 2006год.

10. О.И.Бочкарёва Развитие речи»-занимательный материал, Волгоград, 1996год.

11. О.С. «Знакомим дошкольников с литературой» 1998год.

б) Перечень программ и пособий,  используемых при реализации речевого развития в вариативной  части Программы:

1. О.С. Ушакова  «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» М.: ТЦ Сфера,2001

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. .

3. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. – М.: 1987.

4. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.

5. Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте»М. Мозаика-Синтез, 2010







Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная

деятельность детей В совместной деятельности с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные Индивидуальные 

подгрупповые Индивидуальные 

групповые

• Беседа после чтения

• Рассматривание 

• Игровая ситуация

• Дидактическая игра

• Интегративная деятельность

• Чтение

• Беседа о прочитанном

• Игра-драматизация

• Показ наст. театра

• Разучивание стихотворений

• Театрализованная игра

• Режиссерская игра

• Проектная деятельность

• Интегративная деятельность

• Решение проблемных ситуаций

• Разговор с детьми

• Создание коллекций

• Игра • Ситуация общения в процессе режимных моментов

• Дидактическая игра

• Чтение (в том числе на прогулке)

• Словесная игра на прогулке

• Наблюдение на прогулке

• Труд 

• Игра на прогулке

• Ситуативный разговор

• Беседа 

• Беседа после чтения

• экскурсия

• Интегративная деятельность

• Разговор с детьми

• Разучивание стихов, потешек

• Сочинение загадок

• Проектная деятельность 

• Разновозрастное общение

• Создание коллекций • Сюжетно-ролевая игра

• Подвижная игра с текстом

• Игровое общение

• Все виды самостоятельной  детской деятельности предполагающие общение со сверстниками

• Хороводная игра с пением

• Игра-драматизация

• Чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка

• Дидактическая игра

• Консультации. Коммуникативные тренинги

• Педагогическая гостиная 

• Открытые мероприятия

• Обогащение предметной среды

• Праздники и развлечения

• Чтение литературы

• Конкурсы,выставки




1.4. Художественно-эстетическое развитие


    Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).


а) Перечень программ и пособий,  используемых при реализации художественно-эстетического развития в вариативной  части Программы:

1. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010. 

2. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 200S-2010.

4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.

5. Комарова Т. С, Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда. — М., 2005

6. Голоменникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет  с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010

7. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. —М,: Мозаика-Синтеэ, 2005-2010.

8. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность. — М., 2004.

9. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

10. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. — М.:-Мозаика-Синтез, 2005-2010.

11. Зацепина М. Б., Антонова ТВ. Праздники и развлечения в детском са¬ду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010

12. В.В.Гербова «Приобщение дошкольников к художественной литературе» М.Мозаика, Синтез.

б) Перечень программ и пособий,  используемых при реализации художественно-эстетического развития в вариативной  части Программы:

1. Лыкова И.А, «Цветные ладошки» программа художественного воспитания детей 2-7 лет  М.,2007г.

2. Н.А. Ветлугина Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада). 

3. О.В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению» - С-Пб. «Музыкальная палитра», 2008.

4. Т. Суворова  «Танцевальная ритмика для детей» С-Пб. «Музыкальная палитра», 2005.


Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная

 деятельность детей В совместной деятельности с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные Индивидуальные 

подгрупповые Индивидуальные 

групповые


• Рисование, аппликация,  худож. конструирование, лепка)

• Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр 

• Экспериментирование

• Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства

• Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)

• Тематические досуги

• Выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи

• Проектная деятельность 

• Создание коллекций • Наблюдение

• Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы

• Игра

• Игровое упражнение

• Проблемная ситуация

• Конструирование из песка

• Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.)

• Создание коллекций • Украшение личных предметов 

• Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)

• Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства

• Самостоятельная изобразительная деятельность

• Творческие выставки

• Изготовление декораций, подарков, предметов для игр 

• Экспериментирование

• Проектная деятельность

• Тематические досуги

• Консультации

• Создание коллекций

• Встречи с работниками музея,

24 сентября 2019 в 17:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.