СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт проекта
2. Актуальность проблемы.
3. Календарно – тематическое планирование работы с детьми
4. Календарно – тематическое планирование работы с родителями и педагогами
5. Перспектива дальнейшего развития проекта.
6. Вывод.
7. Список использованной литературы.
8. Приложение.
1. Паспорт проекта
Наименование проекта |
"Маленький патриот" - проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей второй младшей группы |
Основной разработчик проекта |
Воспитатель – Чиркунова Надежда Витальевна |
Цель |
Формирование нравственно - патриотических качеств ребёнка младшего дошкольного возраста через приобщение к устному народному творчеству |
Задачи |
· воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, поселку;
· воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к окружающим;
· формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
· формировать бережное отношение к природе и всему живому;
· воспитывать уважение к труду;
· развивать интерес к устному народному творчеству;
· развивать память детей. |
Перечень основных мероприятий |
· Разработать проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей второй младшей группы с опорой на устное народное творчество
· Выявить влияние реализации данного проекта на уровень сформированности нравственно - патриотических качеств младших дошкольников |
Гипотеза |
Систематическое использование устного народного творчества способствует формированию нравственных качеств младших дошкольников, формирует предпосылки воспитания патриотов |
Исполнители проекта и основных мероприятий |
Педагоги, дети 3-4 лет, родители детей |
Сроки реализации |
Один год |
Проблема |
Под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Культура русского народа стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено. Это постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. Сегодня, когда покачнулись очередной раз житейские устои, критерии нравственности, остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в младшем дошкольном возрасте. И именно поэтому родная культура, как и отец, и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность гражданина и патриота. |
Новизна проекта |
Использование устного народного творчества для воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения в младшем дошкольном возрасте. |
Педагогические
принципы |
1. Принцип системности.
2. Принцип обеспечения эмоционально-психологического комфорта
3. Принцип свободы и самостоятельности
4.Принцип интеграции всех процессов образовательного пространства
5. Принцип ориентации на зону ближайшего развития |
Ожидаемые
результаты |
Дети младшего дошкольного возраста с высоким уровнем сформированности нравственно - патриотических качеств:
· знают свои имя и фамилию, имена членов семьи, бабушек и дедушек;
· называют полные имена воспитателей, младших воспитателей и других сотрудников детского сада, работающих с ними;
· знают название поселка;
· соблюдают правила поведения в общественных местах;
· доброжелательно ведут себя в общении со взрослыми и сверстниками;
· правильно оценивают поступки сверстников и героев литературных произведений;
· бережно относятся к природе и всему живому;
· уважительно относятся к чужому труду;
· охотно слушают произведения устного народного творчества;
· могут рассказать не менее 3 потешек, загадок;
· знают основное содержание не менее 5 русских народных сказок. |
2. Актуальность проблемы
Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания, как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если сформировать у ребенка умение видеть красоту вокруг себя. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке нравственных качеств личности, приобщение к источникам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально - действенного отношения, чувства привязанности к окружающим. В основе этого лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.
На каждом возрастном этапе проявление патриотизма и нравственно -патриотическое воспитание имеют свои особенности. В младшем дошкольном возрасте формирование любви к Родине идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. В период дошкольного детства формируются те чувства, черты характера, которые незримой ниточкой могут связать ребёнка со своим народом, своей страной и в значительной мере определить жизненный путь. Корни этого влияния — в языке своего народа, в его песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях от быта, нравов, обычаев, труда людей, среди которых живёт ребёнок. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями маленький ребёнок получает первые представления о культуре русского народа. Использование в педагогической деятельности разнообразных жанров устного народного творчества способствует формированию нравственных качеств, понятий о нормах поведения в семье, обществе, закладке основ для развития у дошкольников патриотических чувств. Воспитательная возможность народной культуры, как верно отмечает А.А. Данилов, заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и т.д.
Ученые в области этнопедагогики (Г.Н.Волков, Ф.Х.Валеев, М.Ф.Гуртуева), исследователи разных видов народного творчества (Т.И.Бакланова, В.Е.Гусев, ЮГ.Круглов, М.А.Некрасова и др.) среди всех его качеств особенно выделяют социальную ценность фольклора, которая создаётся за счёт обобщённости, целостной концентрации в себе всего человеческого опыта, коллективности создания и распространения. Оно, как отмечают исследователи, несёт в себе все формы общественного сознания, включает огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым, современностью и будущим. Это, по мнению В.П.Силина, делает народное искусство «универсальным средством усвоения социальных ценностей». Появление интереса детей к различным образцам народного творчества может рассматриваться как показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.
Сегодня, когда покачнулись очередной раз житейские устои, критерии нравственности, мы вновь обращаемся к мудрости народной культуры, к её устному творчеству, народно-прикладному искусству. В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и просто изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено. Всё это постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в младенческом возрасте. И именно поэтому родная культура, как и отец, и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность гражданина и патриота.
Проект рассчитан на один год. Подбор материалов проводился с опорой на требования "Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 16» с учетом зоны ближайшего развития ребенка и организации тематически направленной развивающей среды.
Содержание проекта рассчитано на детей 3 лет.
Совместная деятельность родителей, педагогов, детей
Совместная деятельность организуется педагогом в разнообразных традиционных и инновационных формах работы (анкетирование, родительские собрания, консультации, беседы, творческие разработки («Мои любимые потешки»).
3. Календарно –тематическое планирование
работы с детьми
Месяц |
Тема |
Программное содержание |
Октябрь |
1. "Мама, папа, я - дружная семья!" |
Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье; развивать память; формировать интерес к устному народному творчеству. |
2. "Моя семья" |
Продолжать воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье; разучить с детьми имена членов их семьи; формировать желание самому рассказать известную потешку. |
3. "Ладушки" |
Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к близким родственникам: бабушке и дедушке; разучить с детьми имена бабушек и дедушек; формировать желание самому рассказать потешку. |
4.«Ходит Ваня, ходит Ваня посреди кружочка» |
Развивать доброжелательное отношение друг к другу; умение играть всем вместе, формировать интерес к фольклорным играм; развивать память детей. |
Ноябрь |
1. "Репка" показ сказки с помощью настольного кукольного театра. |
Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье и близким родственникам: бабушке и дедушке; воспитывать уважение к труду и желание помогать; развивать интерес к устному народному творчеству. |
2. "Теремок" |
Разучить имена сотрудников детского сада, непосредственно работающих с детьми ( воспитатели, младшие воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор физкультуры); воспитывать чувство сопричастности к жизни группы и садика; формировать доброжелательное отношение друг к другу, желание помогать. |
3.«Теремок» - показ с помощью кукольного театра сказки с привлечением к театрализации детей. |
Закрепить имена сотрудников детского сада, непосредственно работающих с детьми ( воспитатели, младшие воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор физкультуры); воспитывать чувство сопричастности к жизни группы и садика; формировать доброжелательное отношение друг к другу, желание помогать. |
4. «Каравай» |
Развивать доброжелательное отношение друг к другу; умение играть всем вместе, формировать интерес к фольклорным играм; развивать память детей. |
Декабрь |
1. «Терем мухи» |
Познакомить с названием города, учить проговаривать слово "Ожерелье"; воспитывать любовь и привязанность к детскому саду и городу; подвести к пониманию того, что есть сказки похожие, но разные. |
2. "Колобок": показ сказки с помощью фланелеграфа с привлечением детей |
Воспитывать вежливое отношение к окружающим; учить здороваться и прощаться; воспитывать бережное отношение к природе; формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. |
3. "Гуси - лебеди" |
Познакомить детей с русской народной сказкой; формировать желание помочь; приучать к вежливости: правильно просить о помощи и благодарить; повторить имена членов их семей. |
4. «Зайка беленький сидит»
|
Развивать доброжелательное отношение друг к другу; умение играть всем вместе, формировать интерес к фольклорным играм; развивать память детей. |
Январь |
1. «Пузырь, соломинка и лапоть» |
Формировать доброе, заботливое отношение к окружающим, желание помочь сверстнику; формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. |
2.«Петушок и бобовое зёрнышко» |
Формировать доброе, заботливое отношение к окружающим, желание помочь сверстнику; приучать к вежливости: правильно просить о помощи и благодарить; развивать интерес к устному народному творчеству. |
3. «Зайка» |
Развивать доброжелательное отношение друг к другу; умение играть всем вместе, формировать интерес к фольклорным играм; развивать память детей. |
Февраль |
1. «Зимовье» |
Формировать умение дружить; формировать заботливое отношение к окружающим; развивать умение делиться, вместе пользоваться игрушками; развивать интерес к устному народному творчеству. |
2. «Не плачь, не плачь, я куплю тебе калач» |
Формировать доброту, заботливое отношение к окружающим; формировать умение пожалеть и успокоить сверстника; развивать память детей. |
3. «У киски боли» |
Продолжать формировать доброту, заботливое отношение к окружающим; развивать умение пожалеть и успокоить сверстника; развивать память детей. |
4. «Колпачок» |
Развивать доброжелательное отношение друг к другу; умение играть всем вместе, формировать интерес к фольклорным играм; развивать память детей. |
Март |
1. «Лепим, лепим пирожки» |
Развивать доброжелательное отношение друг к другу, формировать умение делиться; учить детей употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность; развивать память детей. |
2.«Пошёл котик на торжок» |
Развивать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться; учить детей употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность; развивать память детей. |
3. "Заюшкина избушка" |
Формировать доброе, заботливое отношение к окружающим, желание помочь сверстнику; закрепить название посёлка; развивать интерес к устному народному творчеству; формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. |
4.«Ходит Ваня, ходит Ваня посреди кружочка» |
Развивать доброжелательное отношение друг к другу; умение играть всем вместе, формировать интерес к фольклорным играм; развивать память детей. |
Апрель |
1. «Сорока - ворона» - разучивание потешки. |
Воспитывать уважение к труду и желание помогать; развивать мелкую моторику и память детей. |
2. «Лисичка со скалочкой» |
Продолжать формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков; подвести детей к пониманию того, что обманывать нехорошо; развивать интерес к устному народному творчеству. |
3. «Шкатулка загадок» |
Учить детей отгадывать народные загадки; развивать сообразительность, интерес к устному народному творчеству. |
4. «Мы матрёшки» |
Развивать доброжелательное отношение друг к другу; умение играть всем вместе, формировать интерес к фольклорным играм; развивать память детей. |
Май |
1.«Шкатулка загадок» |
Развивать интерес к устному народному творчеству, развивать память детей и умение отгадывать загадки; способствовать формированию дружеских, доброжелательных взаимоотношений. |
2. «Заинька» |
Рассказать детям, откуда берется мед и о его пользе. |
4. Календарно –тематическое планирование
работы с родителями и педагогами
Месяц |
Мероприятие |
Участники |
Сентябрь |
1. Анкетирование родителей: «Нравственно -патриотическое воспитание детей» |
Родители |
Октябрь |
1. Ознакомление родителей с кружком по нравственно - патриотическому воспитанию "Маленький патриот" |
Воспитатель, родители |
Ноябрь |
Беседа "Особенности нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста" |
Воспитатель, родители |
Декабрь |
Памятки "Как способствовать становлению нравственно - патриотических чувств у ребёнка" |
Воспитатель, родители |
Февраль |
Консультация "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников" |
Педагоги |
Март |
Изготовление "семейных" цветов |
Воспитатель, родители, дети |
Апрель |
Творческая разработка
«Мои любимые потешки» |
Воспитатель, родители, дети |
Май |
Презентация итогов проекта |
Воспитатель, родители, педагоги |
Перспектива дальнейшего развития проекта.
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её.
На этом наша работа не заканчивается, в дальнейшей работе мы планируем:
• разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно - образовательной деятельности;
• подготовить консультации для родителей;
• участвовать в интернет конкурсах.
Художественная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в технике оригами из бумажного материала) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую).
Для художественного творчества можно использовать материалы разной фактуры, разного размера и разного цвета, нужно только развитие фантазии, увлеченность, терпение и трудолюбие.
Этот проект имеет все шансы на дальнейшее существование и расширение контингента участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Вывод:
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Хочется закончить словами Сухомлинского В. А. :
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
Список использованной литературы:
1. Вераксы, Н. Е. От рождения до школы : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н. Е. Вераксы , Т. С. Комарова, М. А. Васильева/ под ред. Н. Е. Вераксы. – М. : Мозаика-синтез, 2014. -368 с.
2. Амосова, М. Влияние устного народного творчества на нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. – http://www.maam.ru/detskijsad/vlijanie-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-na-nravstveno-patrioticheskoe-vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
3. Мельничук, Л., Годовой проект для детей младшей группы «Патриотическое воспитание». [Электронный ресурс]. – http://www.maam.ru/detskijsad/godovoi-proekt-dlja-detei-mladshei-grupy-po-teme-patrioticheskoe-vospitanie.html
4. Пушилина, С.В., Пчелинцева, Л.С. Программа по гражданско -патриотическому воспитанию детей. Вторая младшая группа. [Электронный ресурс]. – http://ds19.educrub.ru/?q=node/83