Чиркунова Надежда Витальевна. Персональный сайт педагога.
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»Консультация для педагогов на тему: «Двигательнаяактивность – основа психологического здоровья ребенка»
Современный стиль жизни населения,особенно городского, включает в себя целый ряд отрицательных составляющих, втом числе и резкое уменьшение двигательной активности, как взрослы, так и детей – гипокинезию. Снижение двигательной активности отрицательносказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическомздоровье взрослого и ребенка.
Роль физических упражнений в повышениифизической работоспособности человека изучена достаточно подробно и в данномслучае не требует специального обсуждения. Что же касается психическогоздоровья, то еще в начале ХХ века Ч. Фере, В.М. Бехтеревым и другими былопоказано, что легкая мышечная работа благотворно воздействует на психическуюдеятельность, а тяжелая – угнетает её.Поздними исследованиями было выяснено, что память и внимание наиболеечувствительны к воздействию физических нагрузок. Перцептивные процессыулучшаются после кратковременных привычных нагрузок, но ухудшаются посленепривычных физических нагрузок. Потребность человека в двигательной активностиявляется врожденной, генетически детерминированной. По многочисленнымнаблюдениям педиатров двигательная активность адекватно усиливает умственноеразвитие у детей. У взрослых физическая активность также стимулируетпродуктивную умственную деятельность. Чрезмерный, интенсивный физический труднаоборот угнетает продуктивную работу мозга. В частности это связано сфеноменом “кислородного голода ”. С точки зрения психологии ребенок долженежедневно двигаться столько, сколько ему требуется для удовлетворенияпотребности в движениях. Однако это возможно только в случае свободы выборарежима своей жизнедеятельности. Длительная гипокинезия, означающаянеудовлетворение все возрастающей потребности в двигательной активности,создает внутреннее психическое напряжение, являющееся источником фрустрации,агрессивности, психических и психосоматических страданий. Учебная и трудоваядеятельность не дают ребенку возможности проявлять двигательную активность вдостаточном объеме, поэтому организация занятий физической культурой в детскихобразовательных учреждений является объективной необходимостью, а в планеоздоровления населения – задачей государственного уровня. Помоему мнению, укрепление психологического здоровья должно стать потребностью иобязанностью каждого человека. В качестве главной задачи, стоящей перед нами вотношении психологического здоровья детей, должно рассматриваться не лечениеразличных болезней, а творение психологически здоровой и устойчивой личности. Одним из важных направлений в системе моей психологической работы является организация активного отдыха. Целью организации активного отдыха детей – являетсясоздание эмоционально-положительного настроя к решению в комплексе всех задач:воспитательных, образовательных, оздоровительных и развивающих. Игры детей построены на физических упражнениях: беге,сохранении равновесия, прыжках и т.д. Подвижные игры в большинстве своемколлективные, направленные на двигательную активность ребенка. А задачапедагога строго следить за точнымсоблюдением правил, дружной коллективнойигре. В своей работе я использую подвижные игры для снятиямышечного напряжения, психологической разгрузки.
Игра «Птички ибабочки» Из детишек выбирается сова, которая впоследствии будет ловитьбабочек. В середине площадки «устроено» гнездо совы, а на краях площадки«устроены» домики бабочек. В начале игры бабочки находятся в домиках, а сова вгнезде. Педагог объявляет: «День», и бабочки начинают летать (ребята бегаютвокруг гнезда совы). Затем педагог объявляет: «Ночь», и дети-бабочки спешатпопасть в свой домик, а сова, «вылетев» из гнезда, ловит их. Поймав бабочку,сова отводит ее в гнездо. Затем педагог объявляет: «Ночь», и дети-бабочкиспешат попасть в свой домик, а сова, «вылетев» из гнезда, ловит их. Поймавбабочку, сова отводит ее в гнездо. Затем педагог вновь объявляет: «День». Играсчитается оконченной, когда у совы в гнезде оказывается несколько бабочек (ихчисло оговаривается с игроками заранее).
Игра «Карасии щука» Половину детей ставят в круг, который символизирует ставок.Ребятишки стоят на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Один из оставшихсяребят назначается щукой, которая встает вне сформированного круга. Детки-караси«плавают» (бегают) в ставке (в середине круга). Психолог объявляет: «Щука!»,ребенок, который водит, вбегает в центр круга и старается пойматькарасиков. Караси, в свою очередь, при приближении щуки проскакивают черезпромежутки между участниками, которые образуют ставок. Стоящие в кругу дети непускают щуку выскочить, пока кон не завершен. Ей разрешается выйти, только еслиона поймала карася. Тогда пойманный карась становится щукой. Игра повторяется.Подвижные игры в группе детей являются важным вспомогательным средством впривитии ребятам любви к спорту, кроме того, они помогают интересноорганизовать досуг детей. Активизирующаяся при участии ребенка в подвижныхиграх деятельность разных анализаторов помогает тренировать различные функцииорганизма.
Перед тем, как начать игру желательно выбрать площадку. Еслиона очень большая, то ее границы нужно обозначить линиями или оградить спомощью кеглей или кубиков. Дети должны встать на площадке по кругу. Педагогвстает в центр круга и при помощи, вращающейся на полу кегли, выбираетводящего. Можно для этих целей использовать считалочку. Остальным участникамигры раздаются атласные ленточки, которые они крепят за резинку шорт, состороны спины. По команде воспитателя или по свистку, дети начинают произвольнобегать по площадке. А водящий пытается их догнать, срывая при этом ленту. Позвуковой командепедагог: «В круг становись!», дети снова строятся в круг, а«Ловишка» считает количество лент, которые смог вытянуть у игроков. Играповторяется вновь, начиная с выбора нового водящего. Выигрывает тот, кто порезультатам нескольких проведенных раундов смог больше всего вытянуть ленточек.Во время проведения игры нельзя удерживать ленточку при помощи рук. Участник,который остался без ленточки, на некоторое время должен присесть на лавочку илиотойти в сторону, также как в подвижной игре «Гуи-гуси». Подвижная игра «Ловишки» – это прекрасная возможность весело провестивремя, получить заряд бодрости и энергии, впрочем, как и многие другиеподвижные игры.
Подвижные игры навнимание знакомы всем с детства, ведь в«Краски», «Светофор» или «бег вокруг стульев». Игры на внимание всегда вызываютмассу положительных эмоций, так как досадные ошибки, допущенные игроками, несчитаются обидными, и они смеются вместе со всеми. Для подобных игр нетребуется больших площадок, и они могут проводиться в помещении. Игра «Светофор» включена в те подвижные игры на внимание, которые проводятсяв детском саду или начальной школе. Она не просто развлекает детей, а учит ихразличать цвета. На полу чертят две параллельных линии на расстоянии пяти метродруг от друга. Дети стоят за линией, ведущий стоит спиной к игрокам посерединеполя. Ведущий называет любой цвет, после чего ребенок, у которого в одежде онприсутствует, может перейти через поле. Если названного цвета в одежде игроканет, то ведущий может задержать его, пока он не перебежит через поле. Еще однапопулярная игра – «Кричалка», она проводится среди детей разноговозраста, хорошо подходит в качестве подвижной игры. Ведущий стоит лицом кдетям и выполняет различные движения, называя их. Например, поднимает руки, крича при этом «Вверх!»,приседает, выкрикивая «Сесть!». И так далее, после нескольких правильныхповторений он намеренно ошибается, выкрикивая «Сесть!» и поднимает руки. Теигроки, которые повторили движения за ним, выбывали. «Перенеси все игрушки»
«Не урони мяч»
«Паук»
После всех активных игр мы проводимдыхательные упражнения для восстановления дыхания. «Дыхание»
Цель: учить детейрасслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки иэмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать нанем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики. Дышим тихо, спокойно и плавно» Исходноеположение - стоя, сидя, лежа (этозависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная,глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться,прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох черезнос (повторить 5-10раз). Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная кносу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Цель: учить детей укреплять истимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделовлегких. Исходноеположение - лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами исконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнениевдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч. Повторить4-8 раз
Список использованная литература: 1. Баршай В.М, Физкультура в школе и дома.Ростов н/Дону, 2001, с. 164. 2. Глинянова И.Ю. Основы педагогическойвалеологии. Волгоград, ВГУ, 1998. с. 177. 3. Ильин Е.П. Психология физическоговоспитания. СПБ, Питер, 2000. с. 385. 4. Козин А.М. Здоровьесберегающаяфизкультура. Челябинск, ЧГУ, 2000. с. 321. 5. Колидзей Э.А. Психология двигательнойактивности ребенка. М., Прогресс, 1999. с. 322. 6. Коссов Б.Б. Психомоторное развитееребенка. М., Наука, 1999. с. 254. 7. Нестеров В.А. Двигательная деятельностьи физическое состояние детей и подростков. Хабаровск, ДВГАФК, 2001. 8. СБ. научная статья. Белгород, БГУ,1999. с. 89. Социально-педагогические технологии иоздоровительные программы. 9. Чекалов В.А, Оптимизация психомоторного развитиядетей младшего возраста. М., Наука, 2002. с. 276. 12 февраля 2017 в 17:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.